+7
142121, г. Подольск, Юбилейная ул., д.2а
как добраться?

Tomatis


Слуховые тренировки, которые используются для развития слухового восприятия. Метод разработан французским врачом Альфредом Томатисом в начале 50-х годов ХХ века. Альфред Томатис различал два процесса: пассивный – слышать и активный – воспринимать нужную слуховую информацию и отфильтровывать ненужную.

Слуховые тренировки по методу Томатиса направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую информацию более эффективно, организованно и сбалансированно. Занятия назначаются детям с нарушениями устной и письменной речи, нарушениями внимания, нарушениями аутистического спектра. Тренировки применяются не только в работе с детьми. Этот метод используют оперные певцы, которые хотят улучшить свои вокальные возможности, а также взрослые, изучающие иностранные языки.

Какие проблемы это решает?

У некоторых детей нарушено восприятие звуков высоких частот. Из-за того, что ребенок нечетко слышит многие согласные звуки, нарушается формирование и его собственной речи. Еще одна проблема: не все дети могут хорошо воспринимать речь на фоне окружающего шума, например в классе. Иногда ребенок выглядит невнимательным из-за того, что его мозг не может отделить важную слуховую информацию от второстепенной.

Есть дети, которые преимущественно слушают правым ухом, есть те, которые слушают в основном левым. Правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, в котором расположены речевые зоны. Если ребенок больше слушает левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, потом в левое, что занимает больше времени. Кроме того, по пути звуки могут немного искажаться, особенно звуки высокой частоты.

Это затрудняет понимание услышанного.

С помощью тренировок можно сделать правое ухо ведущим. Это открытие, которое сделал А. Томатис, стало широко применяться и было зарегистрировано как «эффект Томатиса» во Французской академии медицины.

Как проходят занятия?

Сначала проводится оценка слуховых возможностей ребенка с помощью специальной аппаратуры и составляется индивидуальная программа занятий. Оценка проводится также в середине и в конце каждого курса.

Метод удобен тем, что не требует от ребенка никаких усилий. Ребенок в наушниках слушает музыку. При этом он может заниматься любым спокойным делом: строить из конструктора, рисовать, лепить из пластилина – тренировки проходят в игровой комнате.

Специальное устройство – «электронное ухо» – позволяет модифицировать звуки музыки с помощью особых фильтров. Из обычного звука поочередно «вырезаются» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты. При прослушивании музыки эти изменения практически незаметны. Но когда ребенок слушает такую запись, мышцы его среднего уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления.

Во время тренировок ребенок слышит музыку через наушники, кроме этого, звук передается с помощью специального виброустройства, прикрепленного к наушникам. Это называется костная проводимость. Благодаря костной проводимости звук попадает прямо во внутреннее ухо. Так внутреннее ухо готовится к восприятию звука, передающегося через наружное ухо и барабанную перепонку.

Для тренировок используются записи музыки Моцарта и григорианских песнопений. Также используются записи материнского голоса. После прохождения голоса через «электронное ухо» ребенок слышит его так, как слышал во время внутриутробной жизни. Еще одним важным компонентом является возможность для ребенка слышать свой голос с изменением интенсивности и частоты.

А. Томатис сделал важное открытие: наиболее стимулирующими и целительными являются звуки высокой частоты. Он доказал, что высокие частоты даже в небольших дозах позволяют активизировать мозг и нормализовать его работу.

Противопоказания

Данная методика имеет противопоказания, тренировки назначаются неврологом после проведения Г. ЭЭГ необходимо провести за три дня до начала каждого курса. Важно помнить, что нельзя приводить ребенка на занятия во время острого периода любого заболевания.

Какая аппаратура используется?

Аппарат метода ТОМАТИС® TalksUp®

 

Проблемы концентрация внимания

Внимание - это способность человека выбирать важное для него событие или мысль и сосредоточивать на них свое восприятие. Внимание соответствует состоянию бодрствования или психической активности, в котором нервная система восприимчива к информации в любой форме. Нарушения внимания возникают у детей и взрослых, которые неспособны сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение длительного времени, даже если эта задача требует минимальных усилий, подразумевает выполнение рутинных или привычных действий (например, проверка написанного или копирование текста). Специфическая направленность внимания - это способность распределять внимание между несолькими источниками информации или поставленными задачами. Неспособность к концентрации внимания не только очень вредна в когнитивном смысле, но и является источником проблем и даже немалых мучений для ребенка в школьной обстановке.

Помимо основного эффекта стимуляции мозга (т.е. зарядки коры головного мозга), метод " ТОМАТИС®" также оказывает чрезвычайно благоприятное действие на способность к избирательному вниманию. По сути, действие методики " ТОМАТИС®" основано на электронном переключении, которое создает перцептивный звуковой контраст, обеспечивающий непрерывную внезапную стимуляцию мозга, благодаря которой он сохраняет активность восприятия и внимание. Наша задача - помочь мозгу разработать автоматические механизмы распознавания изменений в окружающей среде, что улучшит избирательное внимание.

 

Аффективные и эмоциональные расстройства

Мы понимаем, что тело нужно развивать и тренировать, чтобы оставаться в хорошей форме, но не осознаем, что наш мозг также нуждается в тренировке. Стимуляция мозга сенсорными сигналами может как возбуждать, так и успокаивать. Поскольку ухо является основным каналом получения сенсорных сигналов на теле человека, слуховой аппарат играет главную роль в выполнении всех функций человека. Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. акая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.

Метод " ТОМАТИС®" действует на лимбическую систему промежуточного мозга, с которой соединен слуховой аппарат. Помимо прочего, эта часть мозга отвечает за механизмы эмоции, памяти и обучения. Более того, улитка - орган среднего уха - выполняет функцию стимулятора коры головного мозга. Действуя на лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга, метод " ТОМАТИС®" регулирует механизмы эмоциональных расстройств, вызванных депрессией и тревожностью. Метод " ТОМАТИС®" также эффективно влияет на регуляцию стресса.

 

Подготовка к родам

Точно установлено, что все аффективные и эмоциональные переживания женщины, как положительные, так и отрицательные, передаются ребенку в ее утробе. Поэтому важно, чтобы в течении всего периода этого необычного общения будущая мать находилась в состоянии полного покоя и релаксации. Более того, ребенок в утробе слышит голос матери, который становится для него эмоциональной звуковой первоосновой, чрезвычайно важной для полноценного физического и психического развития ребенка. Поэтому так важно, чтобы звук материнского голоса казался ребенку приятным.

Проблемы психомоторного развития

Проблемы психомоторного развития - это задержка в приобретении, координации и демонстрации моторных навыков, которые усваиваются не вследствие пребывания в культурной среде или в результате обучения, а приобретаются естественным путем со временем (ходьба, бег, прыжки, отбивание ритма руками или ногами). Проблемы психомоторного развития отличаются от диспраксии тем, что в последнем случае нарушена координация заученных движений (например, использование столовых приборов). Таким образом, проблемы психомоторного развития связаны с интеграцией общеизвестных движений в моторику индивидуума. Например, дети, испытывающие проблемы психомоторного развития, неспособны координировать движения рук и ног, когда плавают, они хаотично бегают, с трудом могут устоять на одной ноге или спуститься по лестнице. Расстройства, влияющие на координацию движений, обычно связаны с дислексией, но в разной степени.

Наше ухо - это не просто орган чувств, который воспринимает звуки. В ухе находится вестибулярный аппарат, который играет важнейшую роль в выполнении двигательной функции. Функция вестибулярного аппарата - поддерживать равновесие тела. Метод " ТОМАТИС®" воздействует непосредственно на вестибулярный аппарат и, как следствие, оказывает прямое действие на регуляцию мышечного тонуса и рефлекторный контроль вертикального положения туловища, а также на проблемы латеральности. Более того, вестибулярный аппарат вместе с некоторыми другими отделами мозга участвует в механизмах, контролирующих координацию движений и ритм. Таким образом, метод " ТОМАТИС®" эффективно помогает справиться с проблемами ритма и координации.

Наконец, вместе с корой головного мозга вестибулярный аппарат обеспечивает способность к ориентации в пространстве и участвует в формировании схемы тела. Поэтому проблемы с пространственной ориентацией и схемой тела также относятся к сферам применения метода " ТОМАТИС®".

 

Первазивное расстройство развития (ПРР)

Общие расстройства развития проявляются у ребенка в раннем возрасте и характеризуются задержкой и нарушениями формирования навыков социального взаимодействия, когнитивного восприятия и коммуникации.

Нервные цепочки, соединяющие слуховой аппарат с головным мозгом, состоят из специфических нейронов (двигательных и сенсорных), известных как "зеркальные нейроны". Эти нейроны играют важную роль в формировании социального познания - совокупности процессов, которые позволяют нам приписывать окружающим намерения и мысли, и даже понимать эмоциональное состояние другого человека. Воздействуя на эти нервные цепочки, метод " ТОМАТИС®" может улучшить как способность к коммуникации, так и качество межличностных отношений.

Метод " ТОМАТИС®" доказал свою эффективность при лечении аутизма и связанных с ним расстройств поведения (например, синдрома Аспергера). Существуют различные методики помощи людям, страдающим этими расстройствами. В этом отношении метод " ТОМАТИС®" не является уникальным.

 

Личностное развитие и эмоциональное равновесие

Польза тренировок для поддержания тела в хорошей форме общеизвестна, но мало кто понимает, что для эмоционального здоровья тренировки не менее важны. Сенсорные сигналы стимулируют активность мозга, и, как следствие, мы чувствуем прилив энергии или расслабляемся. Поскольку ухо - важнейший канал получения сенсорных сигналов на теле человека, нетрудно понять, почему оно играет такую важную роль.

Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. Такая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно нарушен или изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.

Человеческое ухо выполняют функцию "зарядки коры головного мозга". Ухо нуждается в стимуляции, чтобы заряжать энергией мозг и тело. Поэтому звук необходим для нашего личностного развития. Чем больше в звуке обертонов, тем эффективнее он действует. Звуки, богатые обертонами, стимулируют ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга. Стимулирующее воздействие метода " ТОМАТИС®" дополняется расслабляющим эффектом на физиологическом уровне, что благотворно влияет на регуляцию тревожности и стресса.

 

Развитие голосовых данных и музыкальности

Одна из первоначальных сфер применения метода " ТОМАТИС®" - развитие музыкальности и вокальных или голосовых данных. По сути, поскольку метод " ТОМАТИС®" оказывает прямое воздействие на механизмы головного мозга, соединяющие действие с восприятием, его основополагающий принцип заключается в том, что любое изменение механизмов восприятия и анализа звукового сообщения обязательно влияет на воспроизведение этого сообщения, независимо от его формы (речь, пение, звуки музыкальных инструментов). Более того, для хорошего вокала требуется не только хороший слух и умение услышать звуковое сообщение, но и, что самое важное, умение слышать себя, то есть способность анализировать и контролировать качество и силу собственного голоса. Мы можем слышать себя только тогда, когда принятые звуковые колебания правильно передаются путем костной проводимости, то есть когда колебания передаются через все кости скелета и в частности кости черепа.

 

Коммуникативные расстройства

Глубоко укоренившееся искажение слухового восприятия может даже привести к потере желания слушать, что, в свою очередь, снижает желание общаться. Это происходит по двум причинам: человек, у которого наблюдается такое искажение, страдает от неуверенности в себе, или просто отказывается от попыток установить коммуникацию, что приводит к трудностям в общении. Как вы помните, умение слышать необязательно является следствием хорошего слуха. Слышание характеризуется искренним стремлением установить коммуникацию и качеством восприятия и интерпретации полученного звукового сообщения. Таким образом, умение слышать зависит не от слуха или чувствительности уха, но от того, насколько эффективно нащ мозг обрабатывает услышанное, то есть от степени использования слуха.

Хотя "коммуникативные расстройства" - слишком общее понятие, и трудности с коммуникацией могут быть вызваны различными причинами, установлено, что значительное число проблем коммуникации возникает как следствие известных нарушений функции слуха. Сложности с коммуникацией могут принимать различные формы. Например, они могут проявляться как неспособность воспринимать звуки окружающей среды, не чувствуя при этом угрозы: некоторые люди, страдающие коммуникативным расстройством, слышат в звуке хлопающей двери, приглушенном шуме в ресторане и даже хорошо знакомых голосах коллег по работе, родителей и друзей угрозу... При некоторых коммуникативных расстройствах человек не может, или может, но лишь отчасти, использовать собственный голос в качестве основного инструмента коммуникации. Это вызвано тем, что он не контролирует различные мелодичные составляющие голоса - интонацию, выразительность, ритм, силу и пр. - поэтому как следствие его голос воспринимается собеседниками как грубый, безэмоциональный, лишенный какой-либо выразительности.

Метод " ТОМАТИС®" развивает восприятие и воспроизведение звука, тем самым эффективно воздействуя на коммуникацию.

 

Естественное овладение иностранными языками

В процессе развития ребенок учится выборочно воспринимать и распознавать звуки, соответствующие его языковой среде, и в то же время игнорировать звуки, отсутствующие в фонетике языка его повседневного общения. Когда ребенок адаптируется к фонетическим структурам родного языка, происходит лингвистическое кодирование. Но поскольку в разных языках различное кодирование, оно быстро становится препятствием к изучению иностранного языка, так как звуки иностранной речи не совпадают со звуковыми моделями его родного языка, усвоенными в раннем детстве. Таким образом, язык - это своего рода музыка, то есть совокупность определенных ритмических и звуковых элементов. Эти ритмические и звуковые элементы образуют звуковой фундамент для овладения другими языковыми элементами (например, лексическими, синтаксическими и семантическими).

Метод " ТОМАТИС®"предназначен для того, чтобы предоставить всем желающим изучать иностранный язык возможность естественного овладения этими ритмическими и звуковыми элементами путем эффективной адаптации слухового аппарата к незнакомой ему музыке с целью ее анализа и воспроизведения. Для этого необходимо освободиться от диктата привычных ритмических и фонетических моделей родного языка, нередко отрицательно влияющих на освоение нового языка.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0